«СЕЧЕНИЯ» Рукавишникова.

rukav_logo

rukav_465

Это не искусствоведческий, или кураторский текст о деформации парадигм эстетического бэкграунда человеческих комплексов и фетишей. Первых я уже разлюбил, с существованием вторых, пока, не смирился).  Это, записки простодушного обывателя, посвящённые трём часам конца дня, пятого Февраля 2013 года, г. Москва, Россия.

 

В прошлом году я писал о выставке «ВЫСОКОЕ РАЗРЕШЕНИЕ»  Действительного члена Российской Академии художеств, Константина Васильевича Худякова.

Писал, не просто так. Я не газетный репортёр. Писал о вещах, поразивших меня, как, непосредственно, на стенах зала, так и контекстно.

 

Сейчас, попробую коротко отписаться о другой выставке, другого Академика, скульптора, Александра Иулиановича Рукавишникова. И, снова, будут конкретные визуальные и жизненные, чуть философские (в местном, русском смысле этого слова) впечатления.

 

Почему, коротко? Да, потому, что у меня есть некоторое количество вопросов, требующих разрешения, но разрешение которых невозможно. Мог бы ответить на эти вопросы Академик Рукавишников? Может быть, смог бы, может быть, и нет. Это неважно, т.к. эти вопросы не будут заданы. Придётся думать самому, но это – не сейчас.

payatses_465

ШАГ В СТОРОНУ (шажок).


Об этом , можно и не писать, но я нечасто работаю таксистом без лицензии. Удивило. Говорят, что беда не приходит одна. Скорее всего, это касается и её противоположностей.


Иначе, как объяснить, что, не поехав (причины были) с вернисажа в гостепреимное пространство на Земляном валу, едва отвалив от  парковки у решётки Гоголевского бульвара, я отправился домой, на Юг, через Олений Вал, что будет, гораздо, дальше Земляного.

 

Зато, я довёз до дома заболевшего шестилетнего мальчика Витю с его небогатым папой, которые давно уже (в масштабах витиной жизни), живут одни, без мамы, и ёё представлений о счастье и жизненном успехе. И Витя, крутолобый, от простуды, слабеющий на глазах, мальчик и его отец, мужик лет сорока, оказались хорошими людьми и, я, всерьёз, полагаю, что Господь дал мне возможность сделать что-то ничтожное доброе, после встречи с другим Добрым (понимаю, что в этом месте, вкупе с московским снегопадом, начинает проступать святочный рассказ, но, что было, то было).

 

Этим, другим ДОБРЫМ, в этот вечер, не могло быть что-либо, кроме выставки Александра Рукавишникова «СЕЧЕНИЯ».

 

Мне понравилась выставка.

Я поблагодарил Автора за подаренные мне эмоции и раздумия.

Если кто помнит, текст о выставке Худякова, должен был запомнить, что (и в этом есть мистика), оказалось, что, заочно, мы знакомы с Константином Васильевичем с 1978 года (я с ним, разумеется)). И это знакомство оказалось, для меня, плодотворным.


С работами Александра Иулиановича я познакомился, примерно, тогда же (Москва – маленький и очень тесный город), и с ними (теми работами) были некоторые отношения, особенно, развившиеся, чуть позже, в начале восьмидесятых.

Мне не нравились его работы.


Не только мне. Многие из, окружавших меня, членов тогдашнего молодёжного объединения МОСХ РСФСР ругали его работы, как правило, уже тогда, занимавшие почётные места на выставках, судачили на тему наследственных талантов и наследственных возможностей, со свойственной юности бескомпромисностью.


Я не скульптор.

И в отношении скульптуры, моё мнение ничем не ценнеее мнения любого обывателя (в терминалогии Члена-корреспондента Российской Академии Художеств Александра Рожина).  Но Член-корреспондент писал панигирик. И, в этом, мне проще.


С течением времени (по крайней мере, у меня) не то, чтобы литературность начинает отвоёвывать всё больше места в восприятии и оценке изобразительного, нет. Напротив: предъявляемые объекты искусства всё легче разделяешь на «литературу» и пластику. Но, вот, другой аспект, аспект жизненного опыта и личностных характеристик и оценок начинает давить куда заметнее, чем в юности. Тогда, наверное, просто, нет этих оценок. Тогда мир бесконечен. Потом, он сужается.


Чуть выше, я упоминал «наследственные возможности». Кто знает. Возможно, «авансы» и были, но Мастер их жёстко отработал.

 

ВЫСТАВКА


На мой взгляд, она хорошо продуманна. Вплоть до назначения времени открытия.

 

Есть удачные экспозиционные решения. Я не частый гость на выставках, но такой экспозиции «ВОИНОВ» (в их, как мне кажется, возросшем числе, я не видел).

 

Очень гармонично смотрятся на стенах плоскостные (живописными их называть, наверное, не совсем, правильно. Пусть искусствоведы что-нибудь придумают) произведения Александра Иулиановича. Эти «смешанные техники» на левкасе.

Но это, вообще, моя слабость – рисунки скульптора. Человек работающий с объёмами и рисует объёмами. Странно так – провёл три линии, у любого другого, плоскость, у скульптора – объём. Манит их третье измерение. Они в нём живут.


К сожалению, на момент написания текста я не располагаю иллюстрациями сказанного.

horse_head_465
gogol_465
hornist_465

Мне показалось, несколько, несправедливым проходное положение прекрасного, на мой взгляд, Достоевского.

Как мне представляется, это один лучших памятников писателю. И удачно поставленный: ломкий, болезненный Фёдор Михайлович, как бы, в дополнение, визуально помещён на решётку портиков Государственной библиотеки.

Здесь же, отчего-то, почти забыт и такой итальянскомраморный, левитирующий Гоголь.

 

Что ещё удивило, так это редко кому, из скульпторов, данное умение соединить материалы разной природы, например, дерево и металл. Чаще всего применение их в одной композиции напоминает случайную, сюрреалистическую встречу ботинка и зонтика.

Здесь – гармонь.

 

Металлические детали «ЖЕНЩИНЫ В ЛОДКЕ» абсолютно органичны, как и аксессуары круглого деревянного ТРУБАЧА, или, кто он там…, этот толстяк с рожком?

 

Тут виден алгоритм: и женщина и толстяк – деревянны там, где должно бы быть тело (за исключением дополнительных, фактурообразующих, обогащающих поверхность, элементов и «металлически» там, где они, могли бы быть металлическими. Т.е, материалы разносятся функционально, что сохраняет и усиливает гармонию и эстетическую достоверность. Разумеется, ни о каком «примитивном понимании реализма» речи не идёт.

 

Немного удивляет (или не удивляет. Я не могу, пока, сформулировать ощущение) обилие элементов позднеантичной оргической культуры. В этом, моём удивлении меньше всего ханжества. Это вопрос и вопрос, прежде всего, к самому себе. Что это?

 

Думаю, слишком примитивным было объяснить это японскими традициями весенней беготни с цветными фалосами, как символом новых жизненных сил.

Это, слишком, «сверху», чтобы быть смыслом. Тем более, что в некоторых скульптурных вещах эротизм, одна из составляющих жизни и искусства, проявлен изумительно тонко, через парадоксальные пластические решения, которые, после воплощения, вовсе, не кажутся парадоксальными (см. на иллюстрации).

 

Было на этой выставке и ещё одно, вполне личное, удивление, казалось бы, не имеющее отношение к предмету выставки, если бы, ни, тот самый, всё увеличивающий своё значение, личностный контекст.

Я впервые увидел легендарного Штурмина, имя которого шептали все, не ботанирующие, мальчишки моего отрочества.

И сам Штурмин, сообщил мне, что не было в Москве семидесятых, в тяжёлом весе, бойца сильнее Рукавишникова. Вот, так…

erotic_1_456

Возвращаясь к юношеским воспоминаниям о, некоем «мажоре», хочется устыдится их, увидев перед собой фигуру художника (и это хорошо показывает выставка), десятилетиями тяжело работающего в поисках одному ему видимой, то ускользающей, то настигаемой эстетической истины.

 

Прав был Худяков (опять пересечение!), сказав в своём слове на открытии, что маловато в России, сегодня «человеков-вулканов», но они есть и один из них открыл сегодня свою выставку…

Согласен.

 

Нас окружает множество людей. В телевизоре, и вне него, с охраной и без, в Brioni, или, в лохмотьях. Часто, это неплохие люди, часто — хорошие. Но человеческий, личностный «калибр» которых, не удивляет. «Плотва…», как говорит одна моя знакомая, многоопытная девушка, окидывая быстрым взглядом фуршетный зал…

 

Эта выставка, как всякая другая, может нравиться, может — нет, но зритель, несомненно, не останется равнодушным. Экспозиция успокоит россиянца: «вулкан» у нас есть. 

Он силён.

И многих ему «извержений» в попытках достичь совершенства! Спасибо Мастеру!

 

 

Иллюстрации: twww.vmdaily.rurukavishnikov.com

Powered by WordPress | BestInCellPhones.com offers free cell phones and best wireless deals at iCellPhoneDeals.com. Read more on PalmPreBlog.com and iFreeCellPhones.com.