инновации в искусстве

portrait
 

С удовольствием размещаю здесь первый из любезно предоставленных мне автором и правообладателем текстов, Действительным членом Российской Академии художеств, ченом Президиума РАХ, Президентом Творческого Союза художников России Константином Васильевичем Худяковым (фото:Makevisual).

Это материал с круглого стола «ИННОВАЦИИ В ИСКУССТВЕ: РАКУРСЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ», проведенного Отделением новейших художественных течений РАХ.

 

НОВЕЙШИЕ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИННОВАЦИИ

В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ.

 

Применимо ли понятие «ИННОВАЦИЯ» к изобразительному искусству?

Для меня положительный ответ очевиден. Конечно, необходимо разобраться в том, что является предметом инновации в обсуждаемом и договориться о взаимоприемлемом для сегодняшней дискуссии переводе латинскогослова «innovato» на русский язык.По всей видимости наиболее уместен в данном случае перевод и значение — «ОБНОВЛЕНИЕ».

 

В технологиях, технике, науке инновации означаютоднозначно «УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ». (Повышение качества, расширение границ применения, новые, ранее не существовавшие возможности и т.д., вплоть до т.н. «НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РЕВОЛЮЦИЙ».

Надо признать, что широко применяемый термин «Н-ТР» не соответствует аналогу РЕВОЛЮЦИИ В СОЦИУМЕ. Как правило, революции политические сопровождаются бурным кровопролитием, невероятными бедствиями и прочими катаклизмами. В науке следует, наверное, слово РЕВОЛЮЦИЯ заменить на что-то другое.)

Оценивается это непосредственно потребителем по системе «ЦЕНА-КАЧЕСТВО», «ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ» или «НЕОБХОДИМОСТЬ» применительно к профессиональной деятельности и означает повышение качества.

 

Решающую роль в предании ИННОВАЦИИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ статуса и значения «ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС» принадлежит арт-критике имеющей в нашей стране совершенно экзотический характер и больше похожей на журналистику в гламурных изданиях. Происходящим в изобразительном искусстве занимаются глянцевые журналы и газеты, и поэтому отбор и анализ оцениваемых событий диктуется не институциональной или содержательной логикой самого искусства, а форматами изданий, их ангажированностью. Их интересует в первую очередь скандал, светский масштаб МЕРОПРИЯТИЙ или поверхностно воспринятая традиция в ее китчевой или просто поверхностной интерпретации.

 

У художника, в силу природы самого творчества находящегося в постоянном поиске адекватных действительности и ситуации средств воплощения собственных замыслов, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ при известном стечении обстоятельств трансформируются в ИННОВАЦИОННОЕ ИСКУССТВО и становятся образом жизни. Происходит это в том числе в результате полного слияния художника и этого нового инструментария. Впрочем, эти положения относятся и к традиционным технологиям в традиционных видах и жанрах изобразительного искусства. Художник становится Художником после того как он найдёт адекватный себе Инструмент и будет использовать его 24 часа в сутки, (разумеется, при наличии достаточных способностей от природы.)

 

Всякий ли процесс художественного творчества можно считать инновационным? Разумеется, нет! За последние 100 лет, например, в живописи произошли невосполнимые технологические потери. С уходом со сцены живописцев, получивших образование у преподавателей дореволюционных и середины 50-х годов, живопись катастрофически деградирует как вид изобразительного искусства в своём прямом «ЖИВОПИСНОМ» качестве. И никакие новейшие цифровые технологии, имитирующие технику живописи, не могут заменять или восполнять, (во всяком случае, на сегодняшний день), эту деградацию. Я знаю не много современных живописцев, достаточно пальцев двух рук для их перечисления), которые владеют в совершенстве живописной технологией в её прямом смысле слова и качество их живописи можно рассматривать в одном ряду с художниками хотя бы XIX века. В известном смысле это относится и к графике, стремительно теряющей традиционные, ничем не заменяемые по своему совершенству технологии.

Что нельзя сказать, кстати, по поводу новых цифровых технологий, связанных со СКУЛЬПТУРОЙ. Уже существующие на сегодняшний день 3-D программы позволяют создавать трёхмерные модели невероятной ранее сложности и качества, абсолютно недоступными ранее в традиционной, аналоговой скульптуре. Стремительно прогрессируют технологии реализации этих сверхсложных моделей в реальном материале.

 

Надо сказать, что это чрезвычайно перспективная инновационная технология создаёт необыкновенно плодотворную почву для настоящих пластических возможностей и интеллектуальных инноваций в изобразительном искусстве. Сдерживает практическое и широкое использование трёхмерного проектирования пока довольно ВЫСОКАЯ ЦЕНА оборудования и соответственно стоимость изготовления на нём цифровой скульптуры.

СТЕРЕО И ГОЛОГРАФИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ также провоцируют инновационные откровения, расширяющие или «воспаляющие» границы в трёхмерных искусствах.

Невероятно интересные возможности предлагают компьютерные технологии для сценографов. Программы 3-D MAX, Cinema-4-D и множество других позволяют работать художникам в фантастически оснащённых виртуальных студиях, доступных «простому смертному».

 

Возможности проектирования спектаклей, фильмов, перформансов, инсталляций и т.д. безграничны и постоянно совершенствуются. Легко предположить, что всё это конечно провоцирует появление настоящих художественных инновации как в отдельных жанрах и видах, так и создаёт новые, ранее не существовавшие. Появление плазменных и жидкокристаллических крупноформатных панелей высокого разрешения (1920х1080 точек на дюйм, а сейчас ещё более качественных), интерактивных приставок к ним (мульти- тач), стремительное производство новых программ и приложений, позволило автору этой статьи создать первую в мире интерактивную цифровую картину «Глаз Ангела — Не ждали» (три года тому назад с участием программистов из пермской группы «VИТАМИН»).

Поверхность подобной картины реагирует на лёгкие прикосновения рук, что позволяет перемещаться по её, созданным художником фантастическим пространствам, пересекаться в бесконечно разных вариантах последовательностей сюжетов и артефактов, превращая зрителя, в известной степени в соавторы произведения.

 

Конечно, работа над подобным проектом требует освоения различных компьютерных программ, профессионального владения пластическими искусствами, познаниями в теории и практике искусства анимации, композиции, сценографии, режиссуры, сценарного ремесла, звукорежиссуры и пр. Мульти-тач-арт является по сути дела аналогом создания кинокартины, у которой развитие сюжета в режиме реального времени подчинено воле и действиям зрителя, но создано художником, который соединяет в себе множество профессий и мыслит как режиссёр.

 

Само появление такого вида изобразительного искусства, безусловно, является инновацией. А будет ли созданное художником конкретное произведение в мульти-тач-арте инновацией, зависит от способностей, амбиций и удачи автора при реализации.

Художественная общественность получила на своём полигоне этот новый универсальный инструмент и каждый желающий при определённом с его стороны усилии может им воспользоваться, создать собственное, абсолютно авторское произведение. В жанре мульти-тач-арт уже создано четыре интерактивных картины, в одной из которых соавтором выступает российский фотограф Владимир Глынин.

 

Следующим инновационным прорывом в развитии интерактивных произведений, по всей видимости станет цифровая картина с СОБСТВЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ. Картина с саморазвивающимся в зависимости от различных обстоятельств сюжетом, «живущая собственной жизнью», жизнью своих персонажей, самовоспроиводимых природных явлений, катаклизмов и т.д. Все технологические предпосылки для этого уже состоялись…

И опять встаёт вопрос: Что и как считать ИННОВАЦИЕЙ?

 

Акция, устроенная группой «ВОЙНА» — художественная инновация или остроумная выходка? Очевидно, что разводной мост впервые используется в качестве элемента, на котором было намалёвано что-то отдалённо напоминающее «знакомую до боли» основную часть мужского достоинства.

Местоположение для акции, механика моста, графический элемент, режиссура позволяют определить всё это в совокупности как произведение современного искусства, которое, как известно, допускает подобное. По всей видимости, это ИННОВАЦИЯ. А вот достоинства её, качество, и многое другое, что требуется для определения «ВЫДАЮЩЕЕСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ» абсолютно сомнительны.

Также как и публичные совокупления участников этой группы, похабный «панк-молебен»в храме Христа Спасителя группы молодых женщин, довольно точно рассчитавших реакцию общества и судебных органов и таким образом получивших «VIP- входной билет» в актуальное искусство и т.д.

 

Не всегда ТЕМА, СЮЖЕТ, ОБРАЗ в своем триединстве (а каждое в отдельности к «художественному» не относящиеся) могут гарантированно стать основанием для определения высокого достоинства произведения изобразительного искусства (даже современного, которое многое терпит). Очень часто они становятся информационным поводом для бесконечной журналистской шумихи, разборок между «КРАСНЫМИ и БЕЛЫМИ», разжиганием неприятия инакомыслия, мордобоем в прямом смысле этого слова. Для самих же участников подобных проектов как правило, это становится трамплином для получения всевозможных преференций в АКТУАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ, которое превратилось в хорошо структурированное международное ИНВЕСТИЦИОННОЕ предприятие с миллиардными в него вложениями, широкомасштабными гламурными мероприятиями, щедро освещаемыми масс-медиа. Такова сегодняшняя ситуация в современном искусстве, где практически, каждое его новое произведение можно в принципе называть ИННОВАЦИОННЫМ.

 

Другое дело оценка его достоинства как художественного произведения. Это большой, во многом противоречивый и трудно реализуемый вопрос-ответ.

 

Но в заключение можно констатировать с достаточной уверенностью, что ВРЕМЯ всё-таки продолжает «РАСТАВЛЯТЬ ВСЁ ПО СВОИМ МЕСТАМ».

Колоссальная, разношёрстная, разновеликая масса участников процессов, которые можно назвать ИННОВАЦИОННЫМИ и происходящими в современном искусстве, создают естественную и благодатную питательную среду для появления действительно ВЫДАЮЩИХСЯ ХУДОЖНИКОВ. Для них эта среда понятна, принимается ими и критически осмысливается, а ИННОВАЦИЯ, как неотъемлемая составная часть их самоотверженного творчества, является поводом для появления ВЫДАЮЩИХСЯ, АДЕКВАТНЫХ ВРЕМЕНИ, а значит АКТУАЛЬНЫХ произведений, а также настоящего признания и успеха.

 

Константин Худяков ©

soldat_v_292

Ну, а я попытаюсь воссоздать «среду”.

 

Прежде всего, хочу выразить свою искреннюю признательность такому маститому художнику, за данное им согласие на публикацию.

Также, мне отрадно наблюдать, как проведение круглых столов с подобными темами в стенах  Российской Академии художеств, так и само присутствие под крышей РАХ Отделения новейших художественных течений.

Это очень правильно.

 

Немного тревожно, как бы, в инновационном процессе, не позакрывали отделения “старейших художественных течений” (у нас так, частенько, случается), ну, да будем верить в академическую мудрость.

А то, никогда не стать мне “бессмертным”) Но, к телу…

 

Я соглашусь с вариантом перевода термина «innovato», предложенным К.В.Х. для употребления в сфере изобразительного. ОБНОВЛЕНИЕ.

Это достаточно точно, на мой взгляд, и корректно по отношению ко многим деятелям пластических искусств, занесённым на скрижали.

 

Кроме того, так можно обойти проблему идентификации некоторых признаных (пусть и, до сих пор, не всеми) титанов, как, например, Paul Jackson Pollock, по прозвищу Jack the Dripper.

В сороковых годах XX века, он, однозначно, попал бы в категорию инноваторов, однако, действительно, трудно сказать, что он “расширил границы” и, открыл какие-либо, “ранее не существовавшие возможности”. Скорее, он сузил границы, а, если, что и расширил, то границы восприятия его добровольно зауженного творческого пространства, как полноценного. Но, восприятие – не тема данной заметки.

 

Спасибо академику Худякову,  за признание возможности “cлияния художника и… …инструментария”, как факта, способного породить инновационное искусство, за представителями традиционных изобразительных практик. Я, где-то , уже говорил, что Худяков – человек естественной, ненатужной актуальности, что и позволяет ему широко, вольно (в таком, красивом, старорусском смысле этого понятия) смотреть на вещи.

 

На мой же взгляд, как бы, увы, не “деградировала” живописная школа, нельзя, все же, говорить о деградации живописи. Она, ни при чём, и мы не застрахованы от появления, на этой могучей традиции, молодых всходов. Если, сами, не вытопчем их невниманием.

Среди подготовленной (продвинутой) части потребителей, по-прежнему,  устойчивым спросом пользуется модернизм. И этот тренд нельзя недооценивать.
 
Как человек, некогда, имевший галерейный бизнес, могу утверждать, что по стране рассеяно не так и мало, весьма приличных живописных, модернистских работ. Другое дело: «рассеяно»…  Хотя, и это справедливо, пестование фовизмов – не дело Отделения новейших художественных течений РАХ.

 

С сожалением, могу только, полностью, согласиться с оценкой Константином Васильевичем положения в художественной критике. Это очень печально и наносит большой вред существованию, буквально, всех искусств в нашей стране.Во многом, мы и завели на сайте эту страничку, и будем стараться её наполнять ради, хоть какой-то, поддержки художественной среды России (мы понимаем всю малость наших усилий).

 

В тусовке критики быть не может. Тусовка – сообщество, старательно отбивающееся от желающих в неё проникнуть, тут не до критики внутри. Снаружи – козлы, но, внутри то, все, по определению, таланты и гении. Иначе, это будет, какая-то неправильная тусовка.

 
В этом отличие социальной организации тусовки от социальной организации среды. Среде необходим процесс и результат, тусовке – только факт «прописки».

Тут не обошлось, как нам кажется, без самих “мастеров культуры”, сложивших крылья, несколько, торопливо, и  здесь, как нам кажется, РАХ делает непростительно мало (мы, примерно, представляем реальные сложности, но помним и несколько иную ситуацию, когда, признаемся честно, даже, сильно пьяные члены СХ, в ресторане на Гоголевском, продолжали рассуждать о парижской синей и берлинской лазури…).

Константин Васильевич, явно, тоже, помнит) и признает, что “новейшие цифровые технологии, имитирующие технику живописи, не могут заменять или восполнять”. По счастью, здесь нет конфликта, возникшего в мире фотографии.

 

Перевод «innovato»,  как ОБНОВЛЕНИЯ  работает, и появление в семье нового ребёнка не влечёт за собой аннигиляцию предыдущего.

 

Про интерактивные и, тем паче, картины “с собственным интеллектом”, признаемся, мы можем только завистливо присвистнуть. О неслучайности и неконьюктурности (в жизненном смысле) художественных возрений Константина Худякова мы, уже, сказали.

Cinema 4D у нас имеется, но, что с ней делать, пока, не понятно. Хочется упругости холста и собственных, разноцветных рук… Впрочем, это, скорее, личностные особенности. Мы всегда тяготели к “жесткому” 2D, а, наша б воля – к 1D тяготели … ))

 

Единственно, с чем мы не можем согласиться, это, с проведением черты между одним искусством и другим, основанной на наличии, или отсутствии технологии.

ОБНОВЛЕНИЕ есть, но принципиальной разницы мы не видим, как не видим её между изображениями в Grotte de Lascaux и инновационной (в этой системе координат) маслянной живописью.

 

Между наскальными изображениями и маслянной живописью Давида, на первый взгляд, действительно, лежит пропасть. Однако, мастера знаменитого, на весь мир, русского авангарда, “преодолевшие” Давида, самым странным образом, почти все окончили Московское училище живописи, ваяния и зодчества по классам таких художников, как, Серов, Коровин (Малевич там не учился, но три раза пытался поступить) и пришли, почти, к совершенству Grotte de Lascaux.

 Не видим мы этой черты. Инновации — голове. Технологии – в руки. Хотя, вне всякого сомнения, ОБНОВЛЕНИЕ, расширение возможностей — огромное благо, и для художников, и для зрителей.

 

Кстати, видение этого водораздела, на наш взгляд приводит Константина Васильевича к, несколько, механической идентификации по, чересчур уж, формальным признакам, даже, не продукта, а, всего лишь метода.

 
Так, например мы не можем согласиться с оценкой деяния на Дворцовом мосту, как произведения искусства, хоть и “не выдающегося». И не из ханжеских соображений.

В основу этой некорректной, на наш взгляд, оценки положены “Местоположение для акции, механика моста, графический элемент, режиссура”, что позволило, определить акцию, как “как произведение современного искусства”.

 

Идя по этому пути (а по нему, к сожалению, не идут, ломят!) должно признать, что купив в магазине грунтованный холст и, нанеся на его поверхность некоторое количество маслянной краски, мы получим произведение традиционной живописи.

Но этого, с огромной долей вероятности, не случится.

 

Обезьяны и жирафы в зоопарках, снабженные красками и кистями не занимаются живописью. Они пачкают холсты.

Не случилось и здесь. Случился прикол. Приколов много, произведений — значительно меньше.

 

Почему мы упомянули об этом эпизоде? Потому, что называя неосознанную, обезьянью пачкотню живописью, мы, немало способствовали той самой “деградации живописной школы”.

На этом пути мы не принесем ничего, кроме вреда, инновационому искусству. Полезнее признать, что произведение, не обладающее качествами и достоинствами произведения искусства, не является произведением искусства.

 

Может быть, это прикол, шутка, может быть, это (терпеть не могу) чьё-то “самовыражение”. ВРЕМЯ, которое продолжает «РАСТАВЛЯТЬ ВСЁ ПО СВОИМ МЕСТАМ», видело немало спектаклей с режиссурой, но хреновой, немало беспомощных «графических элементов”. Но мы их не видим. ВРЕМЯ избавило нас.

 

Давайте же не парить себе мозги “ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС”.

 

Если происходящее не АНАГОГИЧНО (от греческого — вести вверх, возводить), то, перед Вами, что угодно, но не произведение искусства. Не нравится АНОГОГИЯ, употребляйте термин КАТАРСИС —  в нем кроме малопонятного многим ВОЗВЕДЕНИЯ, содержится более близкое, почти медицинское значение: ОЧИЩЕНИЕ.

 

Собственно, это простой ответ на сложный вопрос: искусство (его проявления) всегда ВОЗВЫШАЕТ зрителя (потребителя). Иное – только опустошает карман. И новизна места, остроумие авторов, здесь – негодный костыль.

Простите, что так мало «про девок».Я о них, уже, забыл….

 

Запостил, перечитал… Резковато, наверное, но… ЭТО МОЙ САЙТ!!)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Powered by WordPress | BestInCellPhones.com offers free cell phones and best wireless deals at iCellPhoneDeals.com. Read more on PalmPreBlog.com and iFreeCellPhones.com.